Информационно-аналитический
еженедельник

Издается с 7 ноября 1938 года

ночью
USD17/1000
EUR17/1000

Новости

Популярные публикации

Фотогалерея

Каталог

    • Светлый июнь Года истории и культуры

      И память о прошлом2016-09-300275Високосный 2016 год, провозглашенный Президентом А.Ш. Атамбаевым Годом истории и культуры, преподносит такие сюрпризы, что поневоле хочется обратиться к Небу с вопросом: "Поясните, Ваше Высочество!"…

      29 февраля сплошным благоуханием распустился миндаль.

      Резкие перепады температур - и между ними такое водное обилие сверху, потрясающее горы, разверзающее и сдвигающее землю и тут же такое солнце, распаляющее воздух до 25 выше нуля в марте, грозы с молниями-громами в апреле…

      К сожалению, с разрушениями, человеческими жертвами,  с обреченностью на  слезы,  упование на Господа, президента, премьера, его полномочных представителей в областях, акимов, глав айыльных округов, МЧС.

      Но Год истории и культуры  повсеместно отвечает сути провозглашения.

      Вторые Международные игры кочевников - плоть от плоти инициатива Президента Атамбаева -  набирает дивиденды признания и благодарения.

      Июнь на юге начался  шествием этнофестиваля.  Событие грандиозного масштаба.  Руководство города Ош - мэр Айтмамат Кадырбаев, заместитель полномочного представителя правительства Кыргызской Республики по Ошской области Байыш Юсупов, составы организационных комитетов,  членов жюри во главе с директором Дирекции по проведению Вторых Международных игр кочевников  Султаном Раевым встречали гостей - мастеров фольклора, художников, рукодельниц, мастеров керамики, ремесленников, канатоходцев из Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областей,  из Узбекистана, Таджикистана.

      Украшенные площади, скверы, парки города, летний кинотеатр, этноцентр Алымбека Датки стали местами многообразных видов фестивалей,  национальных яств и плова от принимающей стороны - города и области; выступали  группы со своими  этнопрограммами.

      Знаменитые и широко востребованные ляйлякские ковры, конские снаряжения  - седла, отделанные кожей и серебром, стремена, поводья и уздечки, чресседельники…

      От Ошского национального кыргызского драматического театра имени Султана Ибраимова, где прошло торжественное открытие и откуда начал свое шествие этнофестиваль,  к главной площади - показывал свое искусство коллектив карасуйских канатоходцев.

      Праздничным звучанием встречали карнаи, сурнаи.

      Танцевал коллектив Ошского Узбекского академического музыкального театра имени Бабура. Тут же рядами были выставлены ряды классических узбекских сладостей и блюд.

      Ош - средоточие многих национальных культур испокон веков, задолго до времен Великого Шелкового пути.

      - У нас получилось и этнопартнерство, - с удовлетворением отметил Султан Раев.

      - В нашем городе "заговорили" века, - определил многообразие идентичностей и  обилие  национальных  изделий  талантливых мастеров мэр Айтмамат Кадырбаев

      - Здесь - не соперничество, а каждая презентация или представление - штрих к совершенствованию орнамента мозаики всеобщего творчества, что подтверждает наше единство, - размышлял вслух Байыш Юсупов.

      Мастера из Маргилана  на глазах зрителей на станке давних лет ткали роскошный узбекский атлас. Двенадцать лет назад на конкурсе творчества ремесленников в Европе из трехсот изделий  была выбрана и признана победителем работа  тогдашней главы  ремесленников Таджикистана Мукарам Каюмовой. И сейчас представлялись достойные  традиционные работы древнего края…

      На второй день были подведены итоги, вручены сертификаты на участие во Вторых Международных играх кочевников, и мероприятие завершилось гала-концертом победителей. Даже начавшийся, было, ураганный ветер, уже узаконивший себя  в течение всего мая месяца,  срывающий крыши и столбы, вдруг отступил.

      В Гульче - центре Алайского района - проходила агроярмарка сельскохозяйственной техники и продукции, организованная совместным проектом Фонда Ага-Хана и швейцарского "Хельветас". Мероприятие с участием большого числа  фермеров сопровождалось концертной программой группы "ЭтноОш".  Представитель  финансового партнера проекта Сайдулла Бектемиров и менеджер Улукбек Жолборсов верят в созидательные итоги таких ярмарок.

      Одновременно в историко-этнографическом центре Курманжан Датки там же, в Гульче,  с предметным посвящением Году истории и  культуры,  проходила конференция, охватывающая чествование  государственных деятелей: 215-летие Алымбека Датки, 205-летие Курманжан Датки,  100-летие их потомка - первого президента Академии наук Киргизской ССР  Мусы Адышева и 25-летие самого историко-этнографического центра Курманжан Датки.

      Реальный интерес представляли информации Саткын Эргешевой  - ветерана партийной советской работы, первого директора  славного ныне центра, поэта Базарбая, историка Турсунай Омурзаковой.

      Вновь избранный  молодой аким Илияз Ташкулов, который с самого начала прошел испытание одного, но очень ответственного дня  Недели  российского кино, вошел в должность без всякого периода адаптации. Вопросы истории и культуры он пытается решать не для галочки в течение года, а задавшись серьезной программой  на будущее.

      4 июня прошла эстафета Ошской области "Улуу Мурас - Великое наследие" в Ноокатском районе.

      Участвуют полномочный представитель правительства КР по Ошской области Таалайбек Насирбекович Сарыбашов, его первый заместитель Байыш Юсупов, руководители соответствующих отделов областной государственной администрации, акимы всех остальных шести районов,  их заместители, начальники управления культуры, председатель областного совета ветеранов Абдибаит Тажибаев.

      Размах мероприятия с юртами, с показом утвари, телег, кувшинов, ручных работ, сотканных настенных панно древних орнаментов, советского периода, включая современный лозунг о вреде курения, с традицией приветствия главы области,  молодыми всадниками с охотничьим подношением и четыре часа программы всех айыльных округов с эпизодами Манаса, Барсбека, девушки-богатыря Жаныл-Мырза, Уркуи Салиевой, проводы солдат - безусых мальчишек на войну с немецко-фашистскими захватчиками и мать в рыданиях с лепешкой, откушенной сыном, и с наставлениями, что он обязан вернуться и съесть эту лепешку, Торобай Кулатов, Исхак Раззаков, провожающие студентов-кыргызов в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Насирдин Исанов - первый премьер-министр суверенного Кыргызстана с клятвой верой и правдой служить стране и народу, что исполнил он сполна!

      Народный мини-эпос  об Аксаткын и Кулмурзе, погибающих во имя своей любви, шутливая и задорная песня о влюбчивом повесе, не скрывающем своего влечения к замужним красавицам, которого разоблачает другая красавица, называя его отцом своих детей,  сыном своего свекра и уводит прочь. Хохочут все.

      Программу продолжают номера исполнителей  айыльного округа Жаны-Ноокат.

      Торжественные фанфары карнаев и сурнаев, фольклор и назидательные пожелания предков о человечности и искренности, зажигательные танцы, в кругу танцующих оказываются все, кто не равнодушен к ритмам Ферганской долины.

      Программа продуманная, хотя и растянутая - много желающих и много талантливых исполнителей.

      Аким Бекболот Баратович Айтиев  и его команда  показали доподлинно все составные части Великого наследия.

      В заключение,  высказали слова благодарности Таалайбек Сарыбашов, Абдибайит Тажибаев, Бекболот Айтиев и эстафету принял аким Чон-Алайского района Жумадыл Жапаров.

      Концерт продолжался, люди не расходились.

      По дороге в Ош я смотрела на красоту нашей земли и подумала: ведь нельзя ничего этого трогать даже мыслями негативными… Это ярко выраженное единение наций по культуре, по традициям и по вере - от Бога. Против Бога нельзя идти. Извлечены уроки трижды, и я верю, что теперь никогда и никто не поддастся словесам и авантюрам.

      В течение веков проблемы все достойно решали наши предки, а на старте цивилизованных веков  нельзя никому передоверять, позволять  играть нашими  судьбами.

      Июнь - грустный месяц. Тысячи и тысячи людей помнят боль утраты и молятся, чтобы страна жила в мире, в счастье, в достоинстве и чести.

      Против воли я вспомнила тот июнь…

           * * *

      Каждый, кто пережил в своей частной жизни потерю родителей, детей, близких, - все однозначно утверждают то, что время не лечит. Просто некое инородное  тело врастает в твою суть и плоть и живет тихо, пока не заденет кто-либо или что-либо и тогда случается  впадание в эти нестерпимые страдания от  корней волос  до кончиков ногтей.

      1 июня 2010 года мы совершенно неожиданно похоронили маму.  Соседи - киргизы, узбеки были рядом до окончания всех обрядов.

      Четыре года назад ушел папа (после семи лет болезни), но в том случае где-то в подсознании днями, месяцами мы готовили себя к мысли, что, возможно, папы не станет.

      А на пороге моего 60-летия за одну неделю не стало мамы. Ведь перевели в палату из реанимационного отделения, и мы совершенно успокоилась.

      Я не могла представить, что подвижная, выносливая, чадолюбивая и самоотверженная моя мама, старше меня всего на 17 лет, возьмет и уйдет.

      Теперь понимала, почему мама временами  благословляла меня, просила ни в коем случае себя не проклинать, не корить, не казнить. Беречь себя и детей.

      Почему  бы мне не понять, что устами моей родной, неотблагодаренной, отпустившей мне все казусы моей судьбы и меня самой - говорит  со мной мир Оттуда!

      Мне было до жути плохо...

      И вторые поминки - в четверг 10 июня. Были все соседи - и киргизы, и узбеки.     Прибрав все с невесткой,  дочь моя сидела со мной рядом. Около полуночи зять приехал за своей семьей. И дом опустел наполовину. В какое-то время почудилось, что  на расстоянии вытянутой руки зазияло нечто незримое, пугающее, темное, заслоняющее свет. Я понимала, что надо  обойти - пробиться. Но это нечто было осязаемо  неизмеримым, неподъемным. Проверяла себя  на отношение к мистике. Будто было все в порядке.

      Ранним утром в пятницу  я  открыла ворота, дабы по принятым нормам после утреннего намаза мужчины зашли почитать молитву в доме, где прошли похороны.

      Гарь и дым над городом, крики людей, вой сирен - я не поняла ничего. Я  вышла на дорогу - там было написано  "SOS".

      Я закрыла ворота, прибежала домой, включила телевизор, но там  ни о чем толком не говорилось. Неужели трехмесячные акции, выступления "лидеров" обернулись в НЕЧТО?! И почему "SOS"?! Я была не в курсе  событий  уже около 20 дней.

      Я позвонила тете Жене - ровеснице моей мамы, русской соседке и она сказала, что в полночь около дома их внуков рядом с Домом быта началась война и пожары по всему городу. Мне позвонил племянник и наказал, чтобы я спешно собралась: мы уезжаем все в Ноокат. Я отказалась уезжать. Но невестку и внучку назавтра выпроводила за баррикады, уже сложенные у въездов к  нашим улицам.  На "круговой" их ждали ее братья. Город вымер. Редко проезжали черные машины без номеров.

      Так начались наши дни в состоянии войны. Испепеленная часть города и город в баррикадах. Число погибших росло изо дня в день. Появившиеся ниоткуда снайперы косили и тех, и других…

      Всего три дня - беженцы, смрад, дым, копоть, кровь, мародерство, продовольственный кризис.

      Потом некоторые спасшиеся, отсидевшись в подвалах, вполголоса говорили, что видели в узеньких оконцах высоких темных людей, в непонятной  темной форме и говоривших на непонятном языке.

      Интернет взрывался от неописуемой по цинизму и лживости информации.

      А мы встречали на пункте ВЛКСМ наших горожан из Узбекистана.

      Эта гражданская, общенародная беда… Военные на машинах и на каретах "скорой помощи" доставляли к границе наших граждан. Молодая женщина с новорожденной девочкой рыдала, припав ко мне на плечо, что доченька родилась не на своей земле. Все женщины, по очереди обнимая ее и поглаживая  "сверточек" с новорожденной, плакали и успокаивали. Другая пожилая женщина, которую доставили на "ско-рой" и два парня несли носилки, мы хотели ее подбодрить - крепко ухватилась с двух сторон за наши с Мирой руки и умоляла больше никуда ее не отпускать.

      Шок и стресс. Но от убитых, изувеченных, пропиленных, изнасилованных - ужас стократный…

      К 9 утра по улице Наукатской - Мамырова я спускалась к мэрии в своем длинном траурном платье и траурном платке. Большей частью мы собирались здесь. Потом мы,  женщины-матери - киргизки, узбечки, русские, призывали к миру через телеканал "ЭлТР". На пятый - шестой день матери застреленных, хозяйки сожженных домов  сквозь горе и утраты стали соглашаться с нами идти на телеканал умолять народы о   примирении.

      Я восхищалась женщинами - есть ли в мире более совершенное творение, чем Мать?!

      - Когда хочет Бог наказать, он лишает рассудка, - так говорили о зачинщиках, которые не одним поколением своим будут наказаны… 

      И возвращалась. Мне казалось, то следуя за мной, то забегая вперед, со мной рядом была моя мама. Придя домой, я заходила в огромный пустой двор, потом в дом и говорила:

      - Мама, вы так заторопились,  сами заторопили время из-за этих дней? Понимаете, сейчас не могут захоронить родителей, детей из-за снайперов. Они одинаково убивают и киргизов, и узбеков. Сегодня мы видели диски - на одних насилуют женщин и разрезают животы беременных киргизок, на другой - узбечек.

      Я плакала и давала интервью, что нельзя голословно обвинять одну сторону. Мама, как это жутко. Такая непосильная ноша - народное горе. Кто они - те, кто хочет распределять города и земли по признаку национальности? Они возомнили себя богами?

      - Нельзя нас трогать!  Без вмешательства извне мы, киргизы и узбеки, разберемся сами. Не лезьте. Мы жили веками и будем жить, - требовала я на международной женской конференции в Европе 7 сентября 2010 года. - А геноцида не было. Это говорю я - мать, член союза ветеранов афганской войны, которая ездила по блок-постам, ходила и ездила по городу, выступала со многими  женщинами- матерями на площади и по телеканалам, журналист и писатель кыргызской национальности, любящая своих трудолюбивых узбеков-педагогов, врачей, театральных деятелей, поэтов и писателей, тех государственных деятелей, которые работали на политику, экономику и социальный расцвет Кыргызстана, садовников и дворников.

      И которая дралась и была бита впервые за 60 лет жизни, которая боялась снайперской пули или убийцы с ножом, который мог выскочить откуда угодно… Но думать об этом было некогда. Нужна была стабильность, а времени оставалось все меньше. То, что может затянуться больше чем на три-пять дней - это может растянуться на десятилетия - смотрите историю…

      Мне дали столько времени, сколько нужно было выговориться, значит, верили.

      И еще мне чудилось, что кивает мне моя драгоценная МАМА!

      Салима Шарипова

      • распечатать
      • отправить другу

      Ещё по теме:

      • Комментарии

        Имя
        E-mail
        Текст
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        Отправить
        Сбросить